Что такое Гризайль

Такая тональная гармоничность лучше всего достигается в гризайли. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Важно отметить, что обязательным этапом этой работы была гризайль. В последующем, начиная с XIX века, некоторые художники живописцы стали писать маслом на холсте методом «а ла прима», то есть сразу без предварительного этапа гризайли и даже без подмалевка.


Гризайль— это одноцветный, как правило, декоративный рисунок. Это картины, написанные всего одним цветом. Гризайль изначально должна была просто имитировать скульптурные рельефы на стенах, эту технику использовали при декоре интерьера. Постепенно эту интересную технику стали применять в станковой живописи.

Смотреть что такое «Гризайль» в других словарях:

Постепенно гризайль приобрела синий и красноватый оттенок. Интересно, что сегодня многие живописцы различают учебную и художественную гризайль. А вот художественная гризайль может рассматриваться как самостоятельное произведение, которое должно передавать красоту монохромного колорита.

Многие могут подумать, что гризайль — это достаточно простой и скучный вид живописи, но это совершенно неверное мнение. Гризайль помогает начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и объема, не отвлекаясь на поиски подходящих цветов. Широко применяется в акварели, где создала своеобразный тип однотонной живописи. Некоторые сорта краски получаются искусственным путем из различных бурых и черных органических веществ, носящих в химии название «ульминовых».

Современная гризайль

Тончайшие градации оттенков одного цвета позволяли мастерам гризайля превосходно передавать объём, светотеневую моделировку. В технике гризайльной живописи выполняли наброски с натуры и с образцов античной пластики ученики художественных академий.

ГРИЗАЙЛЬ — (франц. Гризайль- от латинского слова «гриз», что в переводе значит серый, и серые тона в этой технике преобладающие, но при этом они могут иметь большую шкалу градаций. Это не значит, что художники альфрейной живописи писали только колерами. Так писали Александр Иванов- сохранились эти этюды гризайлью к картине «Явление Христа народу»; Карл Брюллов выполнял гризайлевые эскизы к картинам, портретам.

Современные художники используют для гризайли любой цвет, который соответствует задумке работы

Это хорошо знали выдающиеся художники прошлого, поэтому начальный этап работы над живописными тематическими произведениями они и вели методом гризайли. Гризайль — это одноцветная живопись. Переходное звено между рисунком и живописью. Первое учебное задание по живописи для тех, кто только начинает обучаться рисованию, это гризайль.

Дело в том, что первоначально гризайль была призвана имитировать скульптуру, точнее, скульптурные рельефы на стенах, соответственно, это была интерьерная роспись. Помимо скульптуры, живописцы создавали имитации архитектурных деталей — колонны, кессоны, арки, разнообразные бордюры и лепнину — все это в сочетании с многоцветной росписью..

Постепенно гризайль заняла свое место и в так называемой «станковой» живописи — вначале, как вспомогательный инструмент, для эскизов, а потом и как самостоятельный вид живописи.

Использовалась она европейскими художниками с середины 18 века при рисовании пером и кистью. Затем гризайль стала синей, красноватой. Вот яркий (во всех смыслах) пример учебной работы, выполненной в технике гризайль: смотреть. Гризайль сейчас не слишком популярна, она кажется более простой, по сравнению с «настоящей» многоцветной живописью.

Гризайль используется в архитектуре для создания искусственных барельефов, техника часто использовалась в эпоху барокко

На мой взгляд, гризайль — не только самый первый, но и самый важный шаг в живописи. Другим известным образцом гризайли является картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634 — 1635 г.) из коллекции Государственных музеев Берлина.

Техника гризайли использована Пабло Пикассо в картине «Герника». Задачи учебной и художественной гризайли несколько отличаются. Художественная гризайль рассматривается уже как самостоятельное произведение, задачей которого является утверждение эстетической ценности монохромного колорита картины.

Мало того, гризайль дает возможность пофантазировать, представить картину в собственной цветовой интерпретации. Исследователь техники живописи старых мастеров немец Эрнст Бергер в книге «История развития техники масляной живописи» называет гризайль изображением скульптурным объемным камнем.