Краткая философия Ницше: основные понятия и специфические черты

Краткая философия Ницше включает в себя несколько основных пунктов. Согласно философии Ницше, зло и иллюзии так же полезны для развития жизни, как добро и истина. Жизнь для Ницше находится между природой и культурой. Согласно философии Шопенгауэра, эта воля бессмысленна. По сути, к описанию этого явления сводится вся зрелая философия Ницше. Краткое содержание этой идеи можно изложить в следующем. Если выделить основную идею, краткая философия Ницше отрицает отождествление разума и жизни. Всем известное утверждение «мыслю, следовательно существую» подвергается жесткой критике.


Великий немецкий философ Фридрих Ницше (Nietzsche) родился в 1844, умер в 1900. Сын протестантского пастора, Ницше с пяти лет стал сиротой после кончины отца и был заботливо воспитан матерью. Эта болезнь была, по-видимому, причиной головных болей и спазмов желудка, которыми Ницше стал страдать с этого времени и которые, прогрессивно осложняясь, заставили его в 1879 оставить кафедру. Существуют две главные иллюзии, которые дают оправдание нашему существованию и которые Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки» называет аполлоновской и дионисийской.

С другой стороны, несмотря на ужасные страдания, разрушение и смерть, везде замечается проявление вечной мировой воли в постоянной последовательности её феноменов. Отсюда вторая иллюзия: вечности и неразрушимости индивида, неуничтожимости лежащего в основе вещей стихийного порыва – дионисийская.

Краткая философия Ницше: основные понятия и специфические черты

Она должна составлять идеал стремлений и новейшей цивилизации. Однако в современной европейской цивилизации можно открыть и признаки, возвещающие великий переворот. Шопенгауэр своим безжалостным пессимизмом навсегда разрушил научный оптимизм и показал, что история жестока и бессмысленна, что человек роковым образом обречен на страдания. Тем не менее, Ницше, в противовес духу философии Шопенгауэра надеется, что пессимизм вместо того, чтобы толкнуть человека на путь отчаяния, наоборот, возбудит в нем героизм.

Труды Шопенгауэра – кратко

Вселенная не имеет цели. Это чистейшая бессмыслица, которую человек призван осветить и в полной своей власти определить её внутреннюю ценность. Во имя этих соображений Фридрих Ницше резко нападает на христианство и аскетизм, клянет социалистов, демократов и анархистов, отрицает альтруизм и религию сострадания.

Философия воли Шопенгауэра – кратко

Ницше не писал ни­чего более резкого, чем «Казус Вагнер», «Сумерки идолов», «Антихрист». Придет момент и человек пустит в ход всю свою энергию, чтобы через его собственное самоуничтожение явился сверхчеловек. Как стилист, Ницше до сих пор не превзойден в Германии; его языку на­до отчасти приписать успех его философских произведений.

Язык Лю­тера и поэтическая форма Библии – основы современной немецкой поэзии – это мое открытие». Книга сестры философа Элизабет Фёрстер-Ницше «Жизнь Фридриха Ницше».

В юности он вместе с родителями объехал Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию (1803–1805). Вернувшись из путешествия, Шопенгауэр по желанию отца поступил (1805) в ученье к одному крупному коммерсанту, но когда отец вскоре умер, решил посвятить себя ученому поприщу.

Значение Шопенгауэра в истории философии

Философия Шопенгауэра примыкает к критике разума Канта и прежде всего, как и философия Фихте, к её идеалистической стороне. Шопенгауэр, как и Кант, объявляет данные нам в пространстве и времени вещи простыми явлениями, а сами пространство и время – субъективными, априорными формами сознания.

Мир, данный нам в разумном сознании, – лишь «мир как представление», фикция интеллекта или (по выражению самого Шопенгауэра) пустой «мозговой призрак». Шопенгауэр же подчёркивает огромную роль в данных нам восприятиях ещё и человеческой воли, которая, по его мнению, постигает данные своегоопыта не только отчетливо, но и «непосредственно».

То, что Кант в своей философии почти не обратил внимания на эту важнейшую сторону нашей личности, является крупной ошибкой. Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это полностью соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, ибо при развитии органических форм свет мысли загорается впервые лишь на высшей и конечной ступени развития воли – в человеческом мозгу, носителе сознания.

Идеи составляют содержание искусства, которое обращено к неизменным в вечной смене явлений сущностям. Благодаря этому, он (как и высоко ценимые им популярные английские и французские мыслители) сделался преимущественно философом «светских людей». Остро и оригинально отразил драматизм и противоречие эпохи перехода от классической философии к философии современной. Первый этап проходил в рамках осмысления идей античности, творчества Шопенгауэра.

Критикует всю философию, начиная с Сократа, а присущий ей рационализм, идеализм и моральное происхождение всех философских суждений. Постепенно, говорит Ницше, возникает осознание того, что в мире нет некой “цели”, достижением которой озабочен весь мир, в мире нет “единства”, нет истины.

Хотя эти теории и оказали влияние на идеи Ницше, он подверг их серьезной критике в своих работах. Его философия — это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об эволюции животных и растений. Литература о Ницше чрезвычайно обширна как в самой Германии, так и в других странах.