Материалы и свидетельства тайпинского восстания собраны в Музее истории тайпинов в Нанкине

Материалы и свидетельства тайпинского восстания собраны в Музее истории тайпинов в Нанкине. В 1851 году тайпины отбили новые атаки правительственных войск и двинулись на север Гуанси. Из всего этого он вывел идею всеобщего братства и равенства людей, выраженную в форме создания «небесного государства великого благоденствия» — Тайпин тяньго (отсюда название восстания).


Тайпинское восстание вызвало череду местных восстаний в других частях империи Цин, которые боролись против манчжурских властей, нередко провозглашая собственные государства. В войну ввязались также иностранные государства.

Тайпины заняли крупные города (Нанкин и Ухань), сочувствующие тайпинам восставшие заняли Шанхай, предпринимались походы на Пекин и в другие части страны. Мао Цзэдун рассматривал тайпинов как революционеров-героев, поднявшихся против коррумпированной феодальной системы. В его основе лежала смесь христианства, конфуцианства, даосизма и буддизма. Сюда прибыли отряды Ян Сюцина, Сяо Чаогуя и Вэй Чанхуэя.

Последователи Хун Сюцюаня продавали своё имущество, а вырученные деньги сдавали в «священные кладовые» в Цзиньтяне. Отсюда повстанцы и члены их семей получали продовольствие и одежду по общим нормам. Повстанцы носили красные повязки на головах и в знак неповиновения маньчжурам отпускали длинные волосы.

11 января 1851 года, в день рождения Хун Сюцюаня, в Цзиньтяне было объявлено о вооружённом выступлении против Маньчжурской династии для создания Небесного государства Великого благоденствия. Реальную власть сконцентрировал в своих руках Ян Сюцин, принявший титул Дун-ван («Восточный князь»); он возглавил армию и административное управление. Тайпины создали сильную армию с железной дисциплиной.

Тайпинскую армию отличали гуманное отношение к местному населению, отсутствие грабежей, жестокости и произвола по отношению к простолюдинам. В «христианской» армии тон задавали религиозные фанатики и аскеты. В апреле 1852 тайпины вырвались из окружения и двинулись на север. Правительственные войска смогли отстоять лишь Гуйлинь — главный город провинции Гуанси. Развивая наступление, повстанцы вступили в провинцию Хунань, где к ним примкнуло до 50 тысяч новых бойцов.

Выйдя здесь к Янцзы, они создали свой речной флот. На судах по Янцзы и по её берегу армия Хун Сюцюаня направилась на восток — в провинцию Хубэй, обрастая тысячами новых добровольцев. Успехи повстанцев, и особенно занятие ими Уханя, вызвали растерянность цинского правительства. Однако вожди тайпинов не использовали благоприятного момента для организации наступления на север — на Пекин, вместо этого их армия в феврале продолжала наступление на восток.

19-20 марта 1853 года войска Хун Сюцюаня победоносно штурмовали Нанкин, где вырезали около 20 тысяч маньчжуров и членов их семей. К моменту взятия Нанкина силы повстанцев составляли 1 миллион солдат. Номинальной главой Небесного государства и абсолютным монархом являлся Хун Сюцюань. По прибытии в Нанкин он удалился от мирских дел, занимался только религиозными вопросами и безвыездно пребывал в своём роскошном дворце. Ещё до обоснования в Нанкине он передал всю военную и административную власть Ян Сюцину.

В соответствии с принципами утопического «крестьянского коммунизма» в ней провозглашалось полное уравнение всех членов китайского общества в сфере производства и потребления. Все командиры взводов избирались народом, женщины были уравнены в правах с мужчинами, запрещался древний обычай бинтования ног у девочек.

Цзэн Гофань в 1856 году со своей армией был окружён и блокирован тайпинами в Цзянси, и только начавшаяся резня в лагере повстанцев спасла его от разгрома. В 1854 году цинское правительство приказало войскам Цзэн Гофаня и Ху Линьи направиться на восток — против Тайпинского государства. Тайпины были подавлены цинской армией при поддержке англичан и французов.