Ру́сский ви́тязь»(С-21 «Большой Русско-Балтийский») — первый в мире четырёхмоторный самолёт, дал начало тяжёлой авиации

Ру́сский ви́тязь»(С-21 «Большой Русско-Балтийский») — первый в мире четырёхмоторный самолёт, дал начало тяжёлой авиации. Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского.


Сикорский сконструировал самолёт в 1911 году, в то время, когда ни один самолёт не мог поднять больше 500 кг. Авиационные эксперты предрекали этому проекту полный провал. Русский Витязь был четырёхмоторным многосекционным бипланом с крыльями разной длины. Фюзеляж представлял из себя прямоугольную раму покрытую фанерой. Сначала самолёт приводился в движение четырьмя двигателями установленными в тандеме — один толкательный, другой тянущий.

В полете (5 июля 1915 г.) на высоте около 3200-3500 м, самолёт под командованием поручика Башко был атакован тремя немецкими самолётами

Таким образом все четыре двигателя были размещены в ряд. Самолёт с новой схемой получил название «Русский витязь». Сикорский сосредоточился на создании нового самолёта — «Илья Муромец». Во время войны начато производство самолётов серии В, наиболее массовой (выпущено 30 единиц). Наш самолёт в это же время находился над Шебриным, верстах в 40 от передовых позиций под управлением поручика Смирнова. На линии передовых позиций, наша машина была обстреляна из пулемёта третьим немецким самолётом, шедшим на большом отдалении слева и выше нас. В то же время по нам стреляла и артиллерия.

Самолет получился удачным и считался в то время одним из самых больших в мире. Однако расположить двигатели на крыле с разносом относительно фюзеляжа не решался ни один авиаконструктор

Бомбы размещались как внутри самолёта (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. Данные, полученные при эксплуатации маленьких самолетов, нельзя механически переносить на большие. Приводились примеры, когда на одномоторном самолете, имеющем два разнесенных пропеллера, рвалась одна из приводных цепей и самолет терпел катастрофу.

На построенном им в 1910 г. на немецкой фирме Даймлер самолете «Луцкий-2″ два двигателя располагались один за другим и приводили каждый один из двух установленных соосно винтов

Казалось, не существовало преград в решении этой революционной задачи — построить большой самолет. К началу марта на самолет были установлены передние двигатели, и Сикорский решил пока опробовать машину на них. Погода, правда, этому не способствовала.

Тем не менее первый полёт 10 мая 1913 года прошёл успешно. Самолёт имел две пассажирских кабины с камерой хранения для запасных частей. Первоначально самолёт задумывался как двумоторный и носил название Le Grand. В 1913 году Сикорский переместил задние толкающие двигатели на передний край нижнего крыла — сделав и их тянущими.

Спуск произвел лично командир самолёта поручик Башко, несмотря на ранения

Испытательные полёты на Корпусном аэродроме показали то, что пассажиры могут ходить по кабине не нарушая устойчивость самолёта. В 1915 году на заводе «Руссо-Балт» в Риге инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым, двухтактным с водяным охлаждением. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом.

Были у него сторонники и в России

По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Начало Первой мировой и Гражданской войны в России помешали дальнейшему развитию отечественной гражданской авиации. Весной 1914 года первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями. Первый из них был замечен в нижний люк, причем он был метров на 50 ниже нашей машины. По этому самолёту открыл огонь из карабина поручик Смирнов, второй пилот Лавров находился в переднем отсеке кабины у фильтра, а штабс-капитан Наумов ремонтировал пулемет.

За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. 13.04.1916 под обстрел попал самолёт поручика Констенчика, корабль сумел дотянуть до аэродрома, но из-за полученных повреждений восстановлению не подлежал. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября1922 года её закрыли.

В музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта. К 1916 году бомбовая нагрузка самолета возросла до 500 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель. В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий.

Кроме Сикорского, который был уверен в своих расчетах, атакам критиков подвергался и Шидловский. Все скептики сходились в своих предсказаниях. 1. Самолет окажется настолько тяжелым, что не сможет оторваться от земли, несмотря на свои огромные крылья.

Из-за отсутствия выноса двигателей и длинного фюзеляжа центр тяжести самолета находился за коробкой крыльев, поэтому горизонтальное оперение было сделано несущим и значительным по размерам

3. Закрытая кабина лишит пилота возможности чувствовать силу и направление воздушного потока и не позволит своевременно вмешиваться в управление машиной. Сикорский не вступал в споры, отделывался общими фразами и всем своим видом выражал уверенность.

Управление самолетом сдвоенное — два штурвала и педали. В феврале 1913 г. все части самолета в основном были готовы. Самолёты типа первого и киевского получили название серия Б. Всего их было произведено 7 экземпляров.