Смотреть что такое «МАТЕРИЯ» в других словарях:

Философский энциклопедический словарь. Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 131). М. — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. М. в философии. М. и её осн. свойств. По образному выражению В.И.Ленина «:новая физика свихнулась в идеализм, главным образом, именно потому, что физики не знали диалектики».


Классическая физика исходила из метафизического отождествления материи как философской категории с определенными представлениями об ее строении. Тем самым оно допускает возможность существо- вания, а значит, и открытия в будущем новых неизвестных, «диковин- ных» видов материи.

Ошибка махизма вообще и махистской новой физики состоит в том, что игнорируется эта основа философского материализма и различие материализма метафизического от материализма диалектического. Рассуждения Богданова в 1899 году о «неизменной сущности вещей», рассуждения Валентинова и Юшкевича о «субстанции» и т. д. — все это такие же плоды незнания диалектики. Но вся обстановка, в которой живут эти люди, отталкивает их от Маркса и Энгельса, бросает в объятия пошлой казенной философии.

Смотреть что такое «МАТЕРИЯ» в других словарях:

В традиционном механизме эти понятия были снимком (calqués) с движений сравнительно медленных, которые, будучи одни только известны и доступны прямому наблюдению, были приняты… Признание теории снимком, приблизительной копией с объективной реальности, — в этом и состоит материализм.

М. определяется как субстанция(основа) всех вещей и явлений в мире; этот взгляд противостоит религиозно-идеалистич. Вместе с тем в домарксистской философии материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами.

Однако при этом важно учитывать, что сама М. существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. Упорядоченность проявляется в закономерном движении и взаимодействии всех элементов М., благодаря которому они объединяются в системы. Живая М. — вся совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в процессе эволюции генетич. В структуру социальных систем входят также и различные технич.

В мире может существовать и множество других, неизвестных ещё нам видов М. с необычными епецифич. Оно находит своё выражение также в наличии у М. комплекса универсальных свойств и диалектич.

Классическая философия:

М. всегда присущи движение и изменение, закономерное само- I развитие, проявляющиеся в различных формах, прев-ращение одних состояний в другие. М., как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственновременными свойствами. Универсальное свойство М. — детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внеш. воздействий, от порождающих их причин и условий.

Универсальные свойства М., проявляющиеся также во всеобщих законах её существования и развития, раскрываются диалектич. М., 1975, гл. 1 и 6; Материалистич. Иными словами, определение М. прямо связано с решением основного вопроса философии и поэтому всегда имеет полемич.

Демокрит разрешал трудности проблемы единства М. и движения, сформулированные элеатами (в первую очередь Парменидом), в своей системе атомизма. 16–17 вв. М. сводится к совокупности свойств, объект этих свойств растворяется в предикатах. В философии Бруно и далее Спинозы выступает новое определение М. Как субстанция М. – это мир в целом (по отношению к отд. предмету), т.е. М. равна природе. Т.о., и в этой концепции единство не объясняет, а снимает многообразие.

М. Материя – это как раз то, что отражается в наших ощущениях, но с добавкой: то, что вызывает эти ощущения

М. – это абстрактная категория, отвлекающая от всех материальных предметов их всеобщие свойства и качества или всеобщие особенности законов их развития. М. Др. словами, филос. понятие М, может быть определено только в пределах основного вопроса философии.

Отражаясь в сознании, предмет существует дважды: как объективный предмет мысли и как мысль о предмете. В конечном счете конкретизация и развитие филос. понятия М. осуществляется в цельной системе категорий материалистич. В длит. процессе познания объективного мира находятся и закрепляются в понятии М. его действительно существ.

Роль этого определения для дальней- шего развития как философии, так и частных общественных и естест- венных наук чрезвычайно велика. Оно абсолютно исключает представ- ление о какой-то первичной «субстанции», неизменной «сущности» ве- щей, лежащей в основе всех предметов материального мира. Проанализируем это определение подробнее.

Нельзя, например, такие свойства атома, как неделимость, непроницаемость и т.д., считать критерием его материальности. В-третьих, встает особый вопрос, каким образом воздействуют различные материальные образования на наши органы чувств. Диалек- тико-материалистическое определение материи не требует, чтобы ма- терия обязательно непосредственно воздействовала на наши органы чувств.

Следует сказать, что в последние годы физики и философы все настойчивее предсказывают такую возможность. Признание каких-либо неизменных элементов, «неизменной сущности вещей» и т. п. не есть материализм, а есть метафизический, т. е. антидиалектический материализм.

Почему отгораживается здесь Риги от позитивистских и утилитаристских тенденций? Но и он вынужден констатировать, что среди новейших физиков есть продолжатели традиций «механизма» (т. е. материализма).

Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Наконец, диалектико-материалистическое определение материи направлено против отождествления понятия материи с ее конкретными видами и свойствами.