Смотреть что такое «Эсхатология» в других словарях:

ЭСХАТОЛОГИЯ — (от греч. eschatos последний конечный и …логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Эта сложная эсхатология Нового Завета могла выражать себя лишь в многозначных притчах и символах, избегая чрезмерной наглядности. Так в круговороте бытия…


Э. христианства выросла на основе Э. иудейского сектантства, освобождённой от нац. чаяний и дополненной мотивами антич., егип. и зороастрийской Э. Она исходила из того, что эсхатологич. В религ. и филос. учениях, исходящих из циклич. Э. можно говорить лишь в несобств. Упанишады», М., 1967, с. 39 и 140–41). Прорицание вельвы» в «Старшей Эдде»), дело идет не о необратимом исполнении мирового смысла, а лишь о смене циклов.

Смотреть что такое «Эсхатология» в других словарях:

Упанишады», с. 228). Этот непрерывный цикл переселения души, не разрешающийся в к.-л. окончат. Последнее может сделать только нирвана, к-рая и оказывается единственно возможным абс. спасением. Э. в собств. смысле складывается там, где становится возможным позитивное решение личных и вселенских судеб как чего-то абсолютного.

Иару с их чудесным плодородием), однако в отличие от нее стоящее под знаком окончат. Бесповоротное определение судеб души («ка», т.е. бестелесно-телесного двойника) осмысляется в морально-религ. Загробный суд своей нелицеприятностью должен был восполнить все дисгармонии земной жизни, в том числе и социальные: «нет там разницы между бедным и богатым» (см. М. Э. Матье, Древнеегип.

Новая философская энциклопедия

Вобрав в себя традицию параллельно развивавшегося мистич. И. Д. Амусин, Рукописи Мертвого моря, 1960, с. 117). В качестве решения всех споров, исполнения всех обещаний и осуществления мирового смысла эсхатологич.

О страхе Божием в прошлом и настоящем.– «Континент», № 84, с. 376–396)

Мессия», в греч. переводе «Христос»), к-рый положит конец временам «омрачения», соберет рассеянный еврейский народ, «заставит расцвести почиющих в земле» (талмудич. Pirge R. Eliezer, 32, 61) и соединит в себе достоинство царя и первосвященника. Конца» был с самого начала подвергнут удвоению. Мессия первый раз приходит «в образе раба», как учитель, исцелитель и искупитель, причем отказывается «судить людей» (Еванг.

Хождение Богородицы по мукам», необычайно популярный и на Руси). В этом за ср.-век. Э. в яркие тона вост. сказки. Однако в связи с рецепцией мотивов егип. и греко-рим. Э. (напр., мотив взвешивания Осирисом сердца умершего перешел в мотив такого же взвешивания перед лицом архангела Михаила) перед ср.-век. Комедии» Данте, но возникшее много раньше) исходило из того, что радости рая и муки ада переживаются душами, разлученными с телом, лишь в предварении и получат свою окончат.

Э. (ср. 6 книгу «Энеиды» Вергилия), было удержано в католич. Европы (Иоахим Флорский, Мюнцер и др.), происходит перенесение интереса от индивидуальной Э. к Э. всемирной. Это характерно и для новейшей религ. философии, поскольку одним из гл. шансов совр. христианства является истолкование кризисных процессов актуальной истории в смысле исполнения эсхатологич.

The Patristic Age and Eschatology: An Introduction.— “Studia Patristica”, II. В., 1956, S. 235-250; Bultmann R. History and Eschatology Edinburgh, 1957; LaddG.E

Три разговора…» (1899–1900), написанный накануне бурного 20 в., открыл длинный ряд подобных истолкований. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова.

Особая роль в становлении индивидуальной Э. принадлежит древнему Египту, а в становлении всемирной Э. – иудаизму

Христос в первый раз приходил “в образе раба”, чтобы учить, исцелять и своими страданиями искупить, а не судить людей (Еванг. Тем острее становится проблема согласования подобных мотивов с библейской и начально-христианской всечеловеческой эсхатологией. В доктринах и “ересях” европейского христианства на исходе Средневековья и на пороге Нового времени происходит заметное перенесение интереса от индивидуальной эсхатологии к всемирной.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины. ЭСХАТОЛОГИЯ — (греч.). Учение о судьбе людей после смерти. Эсхатология — Эсхатология ♦ Eschatologie Учение о конце света или конце человечества. ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos — последний, logos — учение) — учение о конце мира и завершении человеческого существования.

Поскольку понятие конечности подразумевает некую цель, то и эсхатология толкуется двояко: с одной стороны, она учит о смерти и конце света; с другой — о страшном суде и воскресении. В развитой форме эсхатологии присуща иудаизму, христианству, исламу. Но в строгом смысле слова учение о цикличности ритмов бытия не является Э., ибо в нем отсутствуют представления о конечных целях мирового развития.

Натуралистически-гилозоистская интерпретация космоса в мифе и учении, охотно представляющая его как биологический организм, говорит о смене одряхлевшего мирового тела молодым. Под знаком блуждания от одного воплощения к другому грани между «я» и «не-я» стираются, что создает ситуацию некоего всеобщего инцеста.

В различных религиях учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о так наз. загробной жизни и т. п. Иудейская эсхатология. В том лоне, что некогда породило его, он предается наслаждению. Жизнь во времени должна служить только приготовлением к жизни в вечности.