Собрания текстов

И сказала святая богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». И сказал архистратиг: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». Хотела святая Богородица помолиться Богу, чтобы архангел Михаил поведал ей о муке небесной и земной. Святая богородица взглянула на них и горько заплакала. И сказала богородица: «Владыка, я не прошу за неверных жидов, но прошу милосердия твоего для христиан».


Снова спросила богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — многих грешников. И раздался голос, ей говоривший: «Как я помилую их? Вижу гвозди в дланях сына моего, и не знаю, как можно их помиловать».

Богородица и архангел приветствовали друг друга. Архистратиг Михаил сказал, что не перечислить всех мук, которые существуют

Тогда и Павел возопил, говоря: «Помилуй, господи владыка, так как я церквям дал твое послание». Тогда с небес сошёл Михаил и с ним четыреста ангелов. Явились ангелы с юга, разверзся ад, и Богородица увидела множество мучающихся людей. Архангел объяснил, что это язычники, которые обожествляли силы природы и идолов. Далее ангельские воинства повели святую Богородицу на север. Там она увидела раскалённые скамьи посреди огненного облака.

Ангел показал Богородице священников, подвешенных за края ногтей. Ангелы повели Богородицу в левую сторону. Потом архистратиг Михаил привёл Богородицу к огненному озеру, где мучились христиане. Но Михаил сказал: «Будь в раю». Тогда Богородица стала просить ангелов помолиться, чтобы Господь помиловал грешников.

Но ради молитв Богородицы и всех святых Господь дал мучающимся грешникам покой от Великого четверга до Троицына дня. Грешники отвечали: «Слава милосердию Твоему». Затем Богородица увидела ростовщика, который висел вниз головой и был пожираем червями. И приветствовали Благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: «Радуйся, завершение Отца; радуйся, обитель Сына; радуйся, похвала Святого Духа; радуйся, Христово…

И ответил ей Михаил: «Что (…) просишь, Благодатная, я все тебе расскажу». То рекше Святая Богородица, и паки тма нападе на нихъ. Рече къ ней архистратигъ: «Куды хощешь, Благодатная, да изидемъ на полудне, или на полунощь?» И рече Благодатная: «Изыдемъ на полудни».

И рече святая Богородица: «Добро было человѣку тому, да ся бы не ражалъ». И Святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим.

И спросил ее Михаил: «Отчего плачешь, Святая? Разве ты не видела великих мучений?» И ответила Пресвятая: «Поведи меня, чтобы я увидела все мучения». И сказал ей Михаил: «Пойдем, Благодатная, куда хочешь, на восток или на запад, в рай, направо или налево, где великие мучения?» И ответила Пресвятая: «Пойдем на левую сторону». И сказала Пресвятая архистратигу: «Единственную молитву обращаю к тебе, чтобы и я могла войти и мучиться с христианами, потому что они назвались чадами сына моего».

М., 1863. — Т 2. — С. 23—39; Хождение Богородицы по мукам / Подг. текста, перевод и комм. М. В. Рождественской // ПЛДР: XII век. — М., 1980. — С. 166—183, 651—652

И раздался голос, говоривший: «Вижу, что братию мою не помиловали, и не могу тех помиловать». Придите все ангелы и все, кто на небесах; придите все праведные, кого оправдал Господь, вам позволено молиться за грешников. Приди и ты, Михаил, ты — первый среди бесплотных, стоящих у престола Божия, — вели всем припасть к невидимому Отцу, и не подымемся, пока не послушает нас Бог и не помилует грешников».

И увидел Владыка моление святых, смилостивился ради Сына своего единородного и сказал: «Сойди, Сын мой возлюбленный, посмотри на моление святых и яви лицо свое грешникам». Роль Богородицы как заступницы рода человеческого перед Богом традиционна для древнерусского искусства и христианского фольклора.

Лит.: Пыпин А. Н. Древняя русская литература II Сказание о хождении Богородицы по мукам // Отечественные записки

В подобной роли Богородица выступает и в более поздних древнерусских сочинениях, например в «Видении некоему мужу духовному», созданном в эпоху Смутного времени. Подвижная вопросо-ответная форма «Хождения» построена на диалоге Богородицы с архангелом Михаилом, который проводит ее по аду, показывая различные «муки» грешников.

Он сопоставлен (и восполнен в отсутствующих фрагментах) с древнейшим списком

Этот потусторонний мир в «Хождении» — особое пространство, определяемое странами света, по которому проходит Богородица со своим провожатым, сопровождаемая сонмом ангелов, херувимов и серафимов. Отв. ред. и составитель В. В. Мильков). В X. рассказывается о посещении Богородицей ада. Ее сопровождает предводитель небесного воинства — архистратиг Михаил. Видит Богородица в горящей смоляной реке евреев, мучивших Иисуса Христа, христиан-отступников, верящих в демонов или творивших дьявольские дела и не покаявшихся.

Тогда Михаил пал ниц пред престолом, и с ним все лики небесные и все чины бесплотных

Из-за этого и мучается». И сказал Михаил: «Послушай, пресвятая, что я тебе скажу о них. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению. В другом месте Богородица увидела великую тьму. По её повелению тьма рассеялась — там находились люди, которые не верили в воплощение Иисуса Христа, его рождение от Богородицы.

За руки и за ноги был подвешен человек, который при жизни служил в церкви и продавал священные сосуды. Здесь были кровосмесители, отравители и детоубийцы. Однако ангелы и так молились об этом день и ночь. Богородица попросила, чтобы вознесли её на высоту небесную, к престолу Божию. Она стала молить Бога о помиловании грешников.

Тогда Пресвятая призвала святых, и они стали молить вместе с ней. Господь же сказал, что грешники должны получить воздаяние. Ангелы и святые пали ниц перед престолом Божиим.

Сюжеты и характеры. Хожде́ние Богоро́дицы по му́кам» — довольно популярный в древнеславянской письменности апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Особенно заметно это влияние на стихе «об нынешнем веке и о будущем», где повторяются многие изречения «Хождения…».

И имеют ангелы, за что просить, только: «Помилуй, господи, — праведны мы». И сказала пресвятая богородица: «Помилуй, владыка, грешников, так как они Евангелие приняли и закон твой сохранили». Богородица сказала архистратигу, что хочет и сама принять муку вместе с грешниками.