Совещание в Хельсинки, 1975 г

Совещание проходило в три этапа. Первый этап проводился на уровне министров иностранных дел 3—7 июля 1973 в Хельсинки. Значительный вклад в подготовку и проведение совещания внесло правительство Финляндии. В рекомендациях определялись повестка дня, условия и процедура проведения совещания.


Текст заключительного акта доступен на многих языках, и, в частности, на русском. Второй этап продолжался с перерывами с 29 авг. 1973 до 21 июля 1975 в Женеве.

Родственные проекты:

Заключительный акт X. с. не только как итог позитивных сдвигов в Европе, но и как отправной пункт для дальнейшего продвижения по пути прочного мира, борьбы за углубление и расширение междунар. Во имя мира, безопасности и сотрудничества.

Идея созыва совещания принадлежит СССР и др. социалистическим странам. Среди правительств западных стран предложение о созыве совещания вначале вызвало разноречивую реакцию. В широких общественных кругах оно нашло поддержку. По мере позитивных сдвигов, происходивших на международной арене, предложение о созыве совещания было поддержано Францией, а затем др. западными государствами. Третий этап совещания проходил в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 на уровне высших политических и государственных руководителей стран — участниц совещания, возглавлявших национальные делегации.

Решающую роль в созыве Общеевропейского совещания сыграли государства социалистического содружества

Главы делегаций выступили с речами, в которых дали оценку итогам совещания, изложили взгляды на развитие обстановки в Европе в свете итогов совещания подписали Заключительный акт совещания.

6] Отметим, что как первая, так и вторая мировые войны начались именно в Европе

В документе изложены многообразные договорённости, касающиеся сотрудничества в экономических областях, определены главные направления и формы развития такого сотрудничества. После завершения совещания на первый план выдвинулась задача претворения в жизнь всех достигнутых договорённостей.

И хотя «Декларация принципов» включена в раздел «Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе», нельзя считать, что ее действие распространяется только на данную область сотрудничества

Необходимость созыва Общеевропейского совещания диктовалась целым рядом объективных факторов. При этом задача обеспечения прочного и длительного мира на .континенте выступала на первый план. Войны в Европе, как известно, превратились во всенародное бедствие. Ныне в этом районе противостоят две крупнейшие военные группировки современного мира — НАТО и Организация Вар­шавского Договора.

К 1972—1973 гг. были созданы благоприятные условия для созыва Совещания. Се­кретариате и им опубликованы». В числе таких форм, к примеру, не раз назывались нормоустановительные постановления международных организаций. Оригинальную мысль о правовой природе этих актов высказал Г. В. Игнатенко. Здесь действительно происходит со­гласование воль государств, участвующих в конференции.

Юридическую силу Акта не колеблет и то, что содержащиеся в нем предписания различны по характеру обязательности. Можно утверждать, что Заключительный акт создает основы общеевро­пейской системы безопасности и сотрудничества.

Указанные принципы после подписания Акта приобрели характер обязательств государств-участников, превратились в обязательные пра­вила их поведения. Во-вторых, названными принципами участ­ники Акта должны руководствоваться и при выработке всех последую­щих норм, касающихся их взаимоотношений. Такое развитие пока осуществлено в рамках локального регулирования.

Участвовали представители 33 европейских государств (Албания отказалась принять участие в совещании), а также США и Канады. Предложение о созыве совещания было изложено в «Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе», принятой в 1966 в Бухаресте Политическим консультативным комитетом Варшавского договора.