В «Letters on toleration» и в «Reasonableness of Christianity, as delivered in the scriptures» Локк пламенно проповедует идею терпимости

В «Letters on toleration» и в «Reasonableness of Christianity, as delivered in the scriptures» Локк пламенно проповедует идею терпимости. В другом месте Локк говорит, что «человеку свойственно искать счастья и избегать страданий».


Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. В 1667 году Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689 г., 2-е и 3-е — в 1692 г. (эти три — анонимно), 4-е — в 1706 г., уже после смерти Локка).

Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Заметное, хотя и менее значительное влияние на воззрения Локка оказала психология Гоббса, у которого заимствован, например, порядок изложения «Опыта».

В проекте, написанном в 1688 году, Локк представил свой идеал истинной христианской общины, не смущаемой никакими мирскими отношениями и спорами об исповеданиях

В учении о свободе воли Локк вместе с Гоббсом утверждает, что воля склоняется в сторону сильнейшего желания и что свобода есть сила, принадлежащая душе, а не воле. Общие принципы мировоззрения Локка сводились к следующему. Все эти существа находятся во взаимодействии; мир есть стройный космос, в котором каждое существо действует согласно своей природе и имеет своё определённое назначение. Большая часть «Опыта» имеет теперь только историческое значение, хотя влияние Локка на позднейшую психологию несомненно.

Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой

Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Локк указывал на недостатки современной ему педагогической системы: например, он восставал против латинских речей и стихов, которые должны были сочинять ученики.

Под свободой он понимал, в частности, право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты. Свобода, поясняет Локк, существует там, где каждый признается «владельцем собственной личности». Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчётность короля и лордов закону).

Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Как политический писатель, Локк является основателем школы, стремящейся построить государство на начале личной свободы. При своем вступлении в государство человек подчиняется только этим законам, а не произволу и капризу неограниченной власти. Законодательную власть Локк считает верховною, ибо она повелевает остальным.

Локк считается основателем теории конституционализма, насколько она обусловливается различием и разделением властей законодательной и исполнительной

Отсюда Локк делает вывод, что не следует давать исключительное преимущество какой-нибудь одной церкви, потому что в вере в Мессию сходятся все христианские исповедания. Самым решительным образом Локк настаивает на отделении церкви от государства. Государство, по мнению Локка, только тогда имеет право суда над совестью и верой своих подданных, когда религиозная община ведёт к безнравственным и преступным деяниям.

Католиков он не терпел за то, что они имеют своего главу в Риме и потому, как государство в государстве, опасны для общественного спокойствия и свободы. Человек обязан «охранять свою собственность, то есть жизнь, свободу и имущество». Фундамент всего содержания нашего знания — простые идеи, продукт внешнего и внутреннего опыта (протяженность, покой, движение, все первичные качества). Простые идеи рефлексии — мышление и хотение (сила — разум и воля, соответственно).

Активная способность — когда комбинирует простые идеи в сложные. Три разновидности сложных идей — модусы, субстанции, отношения. Локк отбрасывает понятие абсолютного пространства: абсолютное пространство чисто умопостигаемая сущность, в опыте не дано, пустое понятие. Здесь Локк примыкает к Аристотелю — понятие первой сущности, субстрата.

1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. Исключение из изложенных взглядов Локк делает для католиков и атеистов. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.