ВОЛЮНТАРИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Волюнтаризм — (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Проявление в политике Хрущева волюнтаризма связано с решением хозяйственных задач политико-административными методами. Одно из современных толкований волюнтаризма на Западе, окрашенное в позитивные тона, подразумевает свободу мнений, выбора и действий.


В хитросплетениях мысли отцов-основателей учения Ф. Тенниса, А. Шопенгауэра подчас нелегко разобраться. Это слово используется во многих сферах жизни, даже в кинематографе. В политике понятие проявляется в навязывании обществу своих представлений о социальном развитии без учета объективных условий деятельности. Как правило, такие устремления проповедуют сторонники экстремизма и анархизма.

Игнорирование объективных тенденций общественного развития (природных, социальных, духовных, экономических, политических и других) приводит к неожиданным и нежелательным последствиям. Для Августина человеческая воля ничего не значила, он считал ее слепым орудием в руках Господа. Общественные проблемы развития Августин изложил в рукописи «О граде божьем», разработав христианскую философию мировой истории.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр вел педагогическую деятельность в Берлине, преподавал во Франкфурте-на-Майне. Главным его произведением считается книга «Мир как воля и представление» (1819).

Она находит выражение в поэзии, творениях художников. Центральное место в творчестве Ницше занимала проблема «воли к жизни», которая у человека принимает форму «воли к власти». Ее проявления повсюду: самоутверждение в науке, культуре, искусстве, религии. По мнению философа, на просторах Европы культивируются «неудачные виды человека», которые в скором времени должны быть заменены на новую породу «сверхчеловека».

В Германии фашизм взял на вооружение философию Ницше, его идеи о «сильной расе». Нацисты именно этим постулатом оправдывали свою агрессию против других народов.

В СССР после 1964 года стиль руководства бывшего первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета министров Н. С. Хрущева официально именовали «волюнтаризмом». Курс Н. С. Хрущева на проведение экономических преобразований и реорганизацию административной системы потерпел неудачу. Воля — наивысший принцип бытия. Уверовав в это утверждение, человек осознает приоритет своих устремлений к достижению цели, ему недосуг раздумывать о возможных препятствиях и последствиях.

Активность субъекта в различных областях деятельности возводится в ранг абсолюта. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли , которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества.

Волюнтаризм — Не следует путать с волюнтаризмом политической позицией. Причем вся процедура прошла вполне мирно и демократично, без традиционных вилок, шарфов и фотосессий в подвале. С тех пор повелось — каждый следующий британский монарх на монетах разворачивал свой профиль в противоположную сторону по сравнению с предшественником. А у нас после смерти Сталина повелось так: Хрущёв укреплял свою власть как анти-Сталин, причём чем дальше, тем больше (в 1961 году градус антисталинизма был гораздо выше, чем в 1956-м).

Учет всех факторов также не гарантирует положительный результат, если отсутствует воля к его достижению. Наиболее яркие представители этого направления — А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон.

Шопенгауэр высказал необычное для европейского философа понятие о первенстве воли над разумом. Он писал, что нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта.

Музыку Шопенгауэр называл главным из искусств, отражением мировой воли. Она является высшим проявлением духовности, мистически постигающим истину, затем уже приходит черед других видов творчества. Такими «сверхлюдьми» возомнили себя сторонники и последователи Адольфа Гитлера.

В 20 в. И.м. превратился в идеологическую доктрину. В этом случае подлинные условия, объективные закономерности общественной жизни приходят в противоречие со словами и обещаниями. В своих работах Ницше пишет об относительности морали, когда полезное и справедливое для одних, оказывается аморальным для других.